НП «ЖКХ Контроль» оценил, что в ЖКХ волновало граждан России больше всего в прошедшем году
Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ.
Ежеквартально формируется рейтинг «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» на основе обращений, поступивших в Общероссийский центр общественного контроля и в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты.
Все данные обрабатываются, и на их основе формируется рейтинг проблем, дающий представлении об основных направлениях, требующих реформирования, изменения правового регулирования и реагирования со стороны государства в целях обеспечения исполнения прав и гарантированных государством законных интересов граждан.
За период 2021 года в адрес общероссийского центра НП «ЖКХ Контроль» и региональных центров поступило 28 792 обращения, что меньше на 3 897 обращений (11,9%) в сравнении с 2020 годом и больше на 885 обращений (3%) по отношению к данным 2019 года.
Такая разница обусловлена спецификой периода 2 и 3 квартала 2020 года, ознаменовавшегося периодом пандемии и введением жестких мер, направленных на пресечение распространения вирусной инфекции COVID-2019, в том числе переход на самоизоляцию граждан, дистанционный режим работы. Именно в этот период зафиксирован резкий рост количества обращений граждан.
Наличие возможности в рабочее время зафиксировать факты нарушения предоставления услуг управляющей организацией, введение послаблений для управляющих организаций, связанных с запретом проведения проверок привело к волне обращений. Их общее количество в третьем квартале 2020 года превысило показатель первого квартала того же года на 17,5 %.
Интересным моментом, отмеченным экспертами НП «ЖКХ Контроль» на территории всех субъектов в 2021 году, стало уравнивание количества обращений по вопросам, связанным с платой за жилое помещение и коммунальные услуги (4 043 обращения 14%) и качество услуг, за которые такая плата взимается (4 039 обращений 14%). Постепенно у собственников жилья формируется осознанная позиция в отношении соответствия качества услуг с их ценой. Стоит сказать, что за аналогичный период 2020 года указанные позиции существенно расходятся.
Анализ рейтинга проблем в разрезе трех последних лет позволяет сделать вывод о некоторой стабильности проблематики.
Первые четыре позиции делят между собой такие темы как:
1 Качество услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных дома, включая в себя вопросы о фактическом состоянии такого имущества (15,5 % в 2019 году, 16,3 % в 2020 году и 14% в 2021 году).
2. Плата за жилищно-коммунальные услуги – один из самых крупных блоков проблем и до настоящего времени самый не понятный для граждан. Первое место рейтинга в 2019 году (15,7% и 2021 году 14%) и второе место в 2020 году (14%). Порядок формирования размера платы за т.н. жилищные услуги и величины тарифов на коммунальные услуги, а также нормативов потребления, устанавливаемых уполномоченными органами власти, вызывают множество вопросов.
Собственники жилья зачастую игнорируют предложения управляющих организаций об установлении нового размера платы, не понимая содержание представленных документов. В тех домах, где действуют советы домов, представленные грамотными членами, выявляются случаи саботирования их работы, направленной на установление корректного размера платы.
Также не прозрачными являются схемы перерасчетов за некачественно оказанные услуги, расчеты субсидий и компенсаций. Сложности возникают и с перерасчетом платы за периоды временного отсутствия граждан.
Отдельным блоком вопросов стоит плата за отопление. Как правило, самым болезненным моментом является вход в отопительный период. При достаточно теплых погодных условиях внезапно «выходят из строя» общедомовые приборы учета и собственники получают начисление платы по нормативу или по средней величине потребления, что приводит к увеличению их расходов на оплату коммунальной услуги.
3. Управление многоквартирными домами – это стабильно активный блок вопросов, связанный с управленческой деятельностью организаций, управляющих домами и советов многоквартирных домов (3108 обращений и 11,2% в 2019 году, 3948 обращений и 12,1% в пандемическом 2020 году и 3393 обращения и 11,8 % в 2021 году).
Одним из главных вопросов является работа аварийно-диспетчерских служб, их наличие, корректность работы диспетчеров, взаимодействие с иными аварийными службами, органами власти, оформление документов и прочее. До настоящего времени не достигнут показатель «одного окна» при обращении граждан по вопросам, связанным с содержанием общего имущества и качеством коммунальных услуг. Сохраняется т.н. «отфутболивание граждан», при котором они вынуждены обращаться по разным телефонам аварийных служб, тогда как это является задачей диспетчера АДС управляющей организации.
Не способствует снижению актуальности данной позиции рейтинга и отсутствие правильного взаимодействия, диалога между собственниками и управленцами.
Также становится очевидной важность наличия или отсутствия совета дома, активности и грамотности его членов, а также правильной направленности их вопросов, адресуемых управляющим организациям. При этом в НП «ЖКХ Контроль» считают, что правильным было бы внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые обязали бы УК подписывать акты приемки выполненных работ председателем совета многоквартирного дома, в настоящее время такое право или обязанность предусматривается договором управления многоквартирным домом.
В НП «ЖКХ Контроль» также считают, что назрела необходимость внести изменения в Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях, включив в него положения, предусматривающие ответственность лица, осуществляющего деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного дома и/или поставщика коммунального ресурса за несвоевременное и/или ненадлежащее обслуживание и эксплуатацию, а также несвоевременную поверку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
4. 2021 год отмечен резким скачком жалоб на качество предоставляемых коммунальных услуг. Наблюдается системная тенденция роста жалоб по данной категории: 2220 обращений и 8% в 2019 году, 3104 обращений и 9,5% в 2020 году и 3642 обращения 2021 году 12,7 %. Особенно удручает такой показатель роста на фоне многочисленных финансовых вливаний за счет бюджетов разных уровней, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Результаты таких проектов зачастую минимизируются бездействием организаций, осуществляющих управление домами, не предпринимающими мер к обеспечению надлежащей работы внутридомовых инженерных систем.
Говоря об актуальности данного раздела, стоит обратить внимание на еще один блок – «Обращение с твердыми коммунальными отходами». Данная услуга также является коммунальной, но сознательно выделяется НП «ЖКХ Контроль» отдельным разделом в целях фиксации хода внедрения нового механизма обращения с отходами. Наблюдается спад актуальности данной темы с 8,6 % в 2019 году до 3,9 % в 2021 году.
Неудовольствие качеством услуг по содержанию и благоустройству придомовых территорий высказывают потребители в разные периоды года. В 2021 году осенне-летний период отмечен скачком такого рода обращений (8,6% во втором квартале, 10,6 % обращений в 3 квартале).
5. Выделение ТКО в отдельную строку (отдельно от иных коммунальных услуг) - свидетельство, что тема эта до сих пор остается одной из самых проблемных. Даже спустя три года активной фазы "мусорной реформы" порядок в этой сфере до сих пор не наведен.
Конечно, спустя три года люди привыкли к новым строчкам в платежных документах, и общее количество обращений снизилось: если в 2019 году количество обращений по одной этой коммунальной услуга превышало совокупный объем обращений по всем остальным видам услуг, то в 2021 составляло уже треть от них. И все же количество этих обращений по-прежнему велико. Львиную долю из них составили обращения, касающиеся долгов, выставленных «пачками» должникам по строке «обращение с ТКО». Суды под конец 2021 года стали массово штамповать судебные приказы по обращениям мусорных регоператоров, поскольку с 2022 года истекает срок исковой давности по первым платежам, выставлявшимся с начала 2019 года.
Снизить существенность данной проблемы можно было бы, внеся изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 01.02.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части возможности проведения перерасчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов при отсутствии собственника помещения более 5 дней подряд, в случае если плата за вывоз твердых коммунальных отходов взимается исходя из количества квадратных метров принадлежащих данному собственнику. Пока такого права потребители лишены.
6. Нестабильной является тема капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (8,8 % в 2019 году, 9,4% в 2020 году и 8,6% в 2021 году). Пик активности в каждом из сравниваемых периодов закономерно приходится на 2 и 3 кварталы года. Именно в эти периоды, учитывая комфортность условий, непредоставление услуги по отоплению, граждане ожидают активности подрядных организаций, заключивших контракты с региональными операторами. Граждане кричат о нарушении сроков и технологии выполнения работ, причинении ущерба личному и общему имуществу, недоступности регоператора и подрядчика. За рамками такого общения остаются организации, осуществляющие стройконтроль при проведении капремонта. Собственники зачастую даже не знают, что оплачивают данную услугу, а равно не понимают, какие требования можно к такому подрядчику предъявить.
Ухудшается ситуация из-за нарушения порядка принятия решений о проведении капремонта.
Отсутствие своевременного уведомления о необходимости принять решение о проведении капремонта, нежелание собственников на этой стадии принимать необходимые решения приводят к исключению их из числа лиц, участвующих в приемке работ.
7. Продолжается работа Федеральной комиссии НП «ЖКХ Контроль» по организации контроля обеспечения имущественных прав собственников помещений многоквартирных домов в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Неравнодушным гражданам оказывается содействие в реализации права на возврат в общую собственность помещений в многоквартирных домах. Последующее правильное их использование дает возможность решить проблемы дома или снизить затраты собственников на его содержание.
Отсутствие единого механизма решения проблем данного блока приводит к росту количества обращений 668 обращений (2,4%) в 2019 году, 1041 обращение (3,2%) в 2020 году и 872 обращения (3%) в 2021 году. Стоит отметить, что данный показатель мог бы быть значительно выше при условии исполнения поручения, данного регионам об оказании содействия гражданам в возврате спорного имущества.
Итоговый рубрикатор проблем выглядит следующим образом:
I. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (4 043 обращения, что составляет 14 %) и включает следующие проблемы:
• соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
• перерасчеты;
• формирование и доставка платежных документов;
• дополнительные платежи, комиссии;
• установление и изменение размера платы за жилое помещение;
• начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (701 обращение, что составляет 2,4 % от общего количества обращений).
II. Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества (4 039 обращений, что составляет 14 %) включает следующие проблемы:
• ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
• фактическое состояние МКД;
• установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
III. Управление МКД (3 393 обращения, что составляет 11,8%), включает следующие проблемы:
• споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
• законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
• раскрытие информации управляющими организациями;
• лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
• договор управления;
• предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
• ГИС ЖКХ – 250 обращений, что составляет 0,9% от общего количества обращений;
• создание и деятельность советов МКД.
IV. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (3 642 обращения, что составляет 12,7 %) .
V. Капитальный ремонт (2 463 обращения, что составляет 8,6%) и включает следующие проблемы:
• сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных региональными программами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
• размер взноса на проведение капитального ремонта;
• отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
• качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
• организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
• выполнение гарантийных обязательств;
• прочее.
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2 245 обращений, что составляет 7,8 %), в том числе:
• реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» - 175 обращений, что составляет 0,6 % от общего количества обращений.
VII. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1 117 обращений, что составляет 3,9 % от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
• подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
• фальсификации документов;
• доступность сведений о собственниках помещений;
• другое;
VIII. Проблемы, связанные с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (1 132 обращения, что составляет 3,9%) включает следующее:
• исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
• начисление
• платы за ТКО, выставление платежных документов;
• заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
• уборка контейнерных площадок, их расположение, количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
• норматив потребления услуги;
• соблюдение периодичности предоставления услуги;
• прочие вопросы.
IX. Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в многоквартирном доме (872 обращения, что составляет 3 % от общего количества обращений) включает в себя:
• определение состава общего имущества;
• законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
• взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
• иное.
X. Иные темы (5 876 обращений, что составляет 20,3%) включают следующие проблемы:
• социальный найм;
• жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (579 обращений, что составляет 2 %);
• аварийный жилой фонд, признание домов аварийными, реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда (290 обращений, что составляет 1%);
• заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
• сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
• заключение прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (214 обращение, что составляет 0,7%);
• Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (827 обращений, что составляет 2,9%), в том числе приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация ПУ, установка и замена ИПУ и ОДПУ электрической энергии гарантирующим поставщиком, установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки, стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями, рассрочка платежа;
• проч.
Рейтинг проблем в ЖКХ
24 января 2022
Новости
Подписаться